Гостевая |
|||||||||||
Кларисса
Персонаж романа "Человек без свойств", жена художника, сумасшедшая ницшеанка, прототип - Алиса Донат. История о том, как сошла с ума Алиса Донат, интересовала Музиля на протяжении нескольких лет. Первой попыткой запечатлеть произошедшее в повествовательной форме была "история трех лиц", попытки написания которой закончились ничем. Но наброски вместе с дневниковым материалом положили начало одной из сюжетных линий романа "Человек без свойств". Именно Кларисса должна была стать организовать побег Моосбруггера из сумасшедшего дома. Из апокрифических фрагментов к завершению романа линии Клариссы посвящена значительная часть. Во-первых, это комплекс глав, которые согласно замыслу 1933-1936 года должны были следовать за главами "садового комплекса". В их числе главы "Ранняя прогулка", "Гермафродит", "Овеянное листвой перемирие между Вальтером и Клариссой", "Изнасилование" и "Посещение". В этих детально сформулированных, хотя и далеких от окончательной, публикационной версии набросках Музиль описывает прогрессирующую духовную болезнь Клариссы, интерес, какой она вызывает у генерала фон Штумма, внезапный отъезд Майнгаста после одного из объяснений с ней, изнасилование Вальтером, повторный, самостоятельный визит в сумасшедший дом и свидание с Моосбруггером. На этом линия обрывается и может быть пунктирно продолжена дальше при помощи ранних набросков периода "Сестры-близнеца". В одном из этих набросков, озаглавленном "Остров здоровья", Кларисса и Андерс оказываются на некоем острове в Средиземном море. На фоне пограничных австро-венгерских укреплений и природы пустынной песчаной косы разыгрывается драма окончательного разрушения личности Клариссы. В этот период Кларисса согласно раннему замыслу должна была иметь сексуальную связь с Андерсом, от чего Музиль к 1936 году отказался: "Вероятно, все ограничится готовностью Клариссы" (II/7/102). "Тенденция при формировании образа Клариссы в романе состоит в том, что безумие Клариссы постепенно обрастает множеством символических значений. В первую очередь, она - "сестра по безумию" Андерса. Она воплощает "иное состояние" ex negativo. Разработанный отдельно повествовательный комплекс Клариссы дает контраст интриге с сестрой, Агатой" (*Figurenkommentar der DE). Линия Клариссы во второй книге обрывается на посещении сумасшедшего дома, то есть там, где она воссоединяется, наконец, с линией Моосбруггера. Вышеупомянутые наброски к линии Клариссы периода 1933-1936 года разрастаются и угрожают не поместится в роман, и в то же время обрастают таким количеством внутрироманных аллюзий и смыслов, что сократить их автору не представляется возможным. Отказавшись от фабулы с похищением Моосбруггера из сумасшедшего дома, Музиль восполняет пробел фантазиями Клариссы на эту тему, одновременно придавая этому фантазматическому похищению символическое значение "гермафродитизма" и "мужского союза" в духе иронии над философией Людвига Клагеса. С 1937 года Музиль больше не работает над линией Клариссы, которая уходит на второй план по отношению к главам "садового комплекса". Уже Марта Музиль в своем издании, а затем и Адольф Фризе помещают главы 33-36 года непосредственно за главами "садового комплекса", что обусловлено как тематическим единством и высокой степенью стилистической отделки фрагментов, так и указаниями Музиля на этот счет, которые, впрочем, нельзя считать окончательными. |
Местонахождение: К/Кларисса |
Близкие темы: Донат, Алиса; | |
Обновления: | |
©при воспроизведении материалов ссылка на источник обязательна. Контакт: musil@yandex.ru |