Гостевая |
|||||||||||
Агата (Agathe) Главная героиня романа "Человек без свойств", сестра Ульриха, жена Хагауэра. Прототип - Марта Музиль. Хотя Агата появляется в романе сравнительно поздно - во второй книге, то есть на 1077 странице! - сомневаться в ее центральном значении для романа не приходится. Об этом свидетельствует хотя бы присутствие образа сестры на правах центрального образа уже на ранней стадии развития замысла, в стихотворении "Изида и Озирис" 1923 года, содержащем, как следует из дневниковой записи Музиля, в себе весь роман in nucleo. И, конечно, многое другое. В то время романный проект носил название "Сестра-близнец", и именно под этим заголовком он стал предметом договора с Ровольтом в феврале 1924 года. Агата должна была присутствовать в романе с первых страниц. Здесь уже намечена инцестуальная связь между сестрой и братом, Агатой и Андерсом (позднее Ульрихом). Написанный в ту пору черновой вариант одной из заключительных глав об Андерсе и Агате "Путешествие в рай" Музиль увез с собой в изгнание и хранил вплоть до своей смерти. Агата является и главным действующим лицом последних из написанных Музилем текстов - глав садового комплекса, в том числе "Дыхания летнего дня". Несмотря на то, что на протяжении двадцати лет имя персонажа не менялось, нельзя сказать, что образ Агаты не претерпел эволюции. Во-первых, она почти сразу оказалась вытеснена из романа событиями вокруг "параллельной акции". Появившись во второй книге, Агата приобрела большую активность, в том числе и по сравнению с братом. Она настаивает на разводе с Хагауэром, подделывает завещание отца, пользуется успехом в параллельной акции, читает дневник Ульриха, несколько раз делает попытку самоубийства и так далее. Следует сказать, что, согласно ранним планам, судьба Агаты после совершения инцеста была бы плачевной: ее брат, ставший шпионом, должен был использовать ее как проститутку в кругу офицеров, чтобы выведывать военные тайны. От этого сюжетного хода Музиль отказывается уже в начале 30-х годов. Олицетворение любезного Ульриху "активного пассивизма", Агата выходит на первый план по сравнению с Ульрихом, на долю которого все чаще выпадает лишь роль наблюдателя. В этом можно усмотреть своеобразный феминизм Музиля - неплохая тема для спора о гендерных аспектах. Но, пожалуй, самое главное - разговоры о любви, причиной и инициатором которых она становится. Мистический характер этих разговоров обусловлен, помимо прочего, тем фактом, что Агата воспитывалась в монастыре, и память ее безупречно хранит целые отрывки из мистических и богословских трактатов, которые на правах реплик вписаны в текст романа и уравновешиваются экскурсами Ульриха в область психологии. Эти беседы должны были стать средством достижения героями "1/2 иного состояния", последней и главной утопии Ульриха, сводящей воедино сексуальный и мистический экстаз. С другим женским персонажем "Человека без свойств" - с Клариссой Агату сличает аура "сестринской связи" с Ульрихом. Исследования черновиков показывают, что повествовательные субстанции между этими образами перетекают от одного к другому, обе героини обмениваются словами, образами, ассоциациями и идеями (например, тема гермафродита), и даже поступками! (см., напр. *Fanta: Entstehungsgeschichte) Согласно первичному замыслу, освободить Моосбруггера из заключения в сумасшедшем доме должна была именно Агата, позднее эта функция перешла к Клариссе, Агата же не проявляет к Моосбруггеру ни малейшего интереса. Обе героини приблизительно одного возраста, обе противятся исполнению супружеских обязанностей и не имеют детей. В романе эти два персонажа ни разу не встречаются: в одном из набросков автор мотивирует это тем, что "Агате Кларисса не нравилась" (V/4/219). Однако на повествовательном уровне это выглядит так, словно они сменяют друг друга при исполнении одной партии. Мистицизм Агаты пародийно дублируется безумными идеями Клариссы, особенно это заметно в следующей за "Путешествием в рай" главе "Остров здоровья", где после бегства Агаты Ульрих остается один на один с Клариссой на острове в Средиземном море и продолжает свои исследования "иного состояния" через откровение ее безумия. В числе очевидных литературных параллелей образа Агаты - Анна Каренина Толстого. Проблема развода в христианской этике выражена у Музиля в сюжетной линии Агата- Линднер, образ которого, помимо прочего, несет следы пародии на толстовство (разумеется, в далеком от ленинского смысле слова). Хагауэр своими увещеваниями в письмах к строптивой супруге напоминает Каренина ("наша жизнь должна идти как прежде"). Следует сказать, что связи между Музилем и Толстым - гораздо шире и глубже, но пока исследованы относительно мало (см. *Свительская Т. А.: Роберт Музиль о Л. Толстом). Остается сказать, что жизненным прототипом Агаты была Марта Музиль. Параллели между фиктивной биографией Агаты и подлинной биографией Марты достаточно очевидны. Это и смерть первого мужа в молодом возрасте, повторный брак, осложненный юридическими препонами развод, угрозы самоубийства и так далее. Но не только это: бурная внутренняя биография Марты и общение с ней, вне всякого сомнения, были источником вдохновения для создания образа Агаты. |
Местонахождение: А/Агата |
Близкие темы: Марта Музиль; Андерс; "садовый комплекс"; Кларисса; "Путешествие в рай"; "Дыхание летнего дня" | |
Обновления: | |
©при воспроизведении материалов ссылка на источник обязательна. Контакт: musil@yandex.ru |